6 июня 2024 года на очередном заседании Лаборатории фронтирных исследований был заслушан доклад младшего научного сотрудника Лаборатории Чжао Хайбо на тему "Религиозные традиции китайских трудовых артелей Северной Маньчжурии (середина XIX – начало XX вв.)".
Впервые на основе русских и китайских фольклорных и художественных текстов, научных работ осуществляется комплексное исследование религиозных верований и обычаев китайских трудовых артелей и «особых трудовых объединений» Северной Маньчжурии первых десятилетий XX в. В основе этих религиозных представлений лежит особый тип народной религиозности, определяемой Законом тайги – правилами сосуществования разных народов, занимающихся промыслом и другой трудовой деятельностью на территориях дальневосточного порубежья.
В китайской религиозной картине мира, помимо общекитайских богов-покровителей, богов-покровителей отдельных территорий (ченхуанов и туди), существует разветвленная система покровителей и охранителей разных трудовых профессий (кит. 劳动行帮): земледельцев, ювелиров, красильщиков, сапожников, чеботарей и шорников, плотников и строителей, моряков, лодочников, плотогонов и торговцев, виноделов и виноторговцев, актёров и певичек, музыкантов, и др.
Исследование религиозных традиций и верований китайских трудовых артелей Северной Маньчжурии начинается с натуралистических (зоографических, ботанических и т.д.), этнографических, а затем и художественных изысканий русских ученых-дальневосточников (Н.А. Байкова, П.В. Шкуркина, М.В. Щербакова, Б.М. Юльского и др.). В первые десятилетия XX в. русские исследователи зачастую сами становились свидетелями и участниками религиозных обрядов и ритуальных практик.
Позднее, во второй половине XX в. китайские ученые успели зафиксировать богатый фольклорный материал, отражающий эти религиозные представления. Данные фольклора подтверждают наблюдения русских авторов начала XX в. о том, что во главе всего пантеона божеств и духов северо-восточных китайских трудовых артелей всех специализаций стоял Дух Леса и Гор – Лао Батоу. Объединяющим началом религиозно-трудовой этики всех трудовых артелей выступала идея «побратимства», обеспечивающая беспрекословное следование артельщиками Закону Тайги.
Обращение к религиозным традициям рыбацких артелей Северной Маньчжурии начала XIX – первой половины XX вв. позволяет выявить элементы религиозного синкретизма в их представлениях, в едином целом которого переплавились не только ламаизм, даосизм, конфуцианство и народная религия китайцев, но и маньчжурские, гольдские (нанайские), орочонские (эвенкийские) религиозные традиции и промысловая магия.
Запись выступления доступна по ссылке: http://drive.google.com/file/d/1x9HGHa7B5ySG4wctwPZxyXx57l-XtGRn/view?usp=sharing
Исследование поддержано Программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в рамках лаборатории под руководством молодых исследователей. Проект № FZMU-2022-0008, рег. номер 1022052600017-6.