14 ноября 2024 года на очередном заседании Лаборатории фронтирных исследований был заслушан доклад О.В. Пелевиной, к.филос.н., доцента кафедры религиоведения и истории Амурского государственного университета "Религиозный ландшафт в картине мира духовных христиан - прыгунов Приамурья (по материалам публикаций А.В. Кириллова в периодических изданиях 1890 гг.)".
Переселение духовных христиан – прыгунов на Дальний Восток способствовало изменению их картины мира. Появлялись новые мифологические сюжеты, обусловленные жизнью в Приамурье. Переселяясь на Дальний Восток, конфессиональные группы отчасти сохраняли константные сюжеты: общие представления о христианской картине мира; вера в мессианское предназначение своих единоверцев и др. Вместе с тем некоторые образы и сюжеты, составлявшие основу их религиозной картины мира, перерабатывались с учетом региональных особенностей. Формировались новые предания, отражавшие реальные или вымышленные ситуации жизни в Приамурье. Лидера прыгунов Кирея Попова ассоциировали с новым Моисеем, его сына Василия Попова – с мессией, «царем царей», православного работника с сатаной. В менявшейся мифологии учитывалось географическое расположение; использовались местные топонимы. г. Благовещенск в данной ситуации воспринимался как Новый Иерусалим, как Сион; местная река Зея воспринималась как аналог Красного моря, воды которого могут по божественной воле расступиться.
Сказывалось влияние других этноконфессиональных групп, с которыми либо конкурировали, либо ранее не имели опыта взаимодействия и оказывались в ситуации, когда необходимо составить некоторое представление друг о друге. Много легенд порой насмешливого характера о прыгунах слагали молокане, иногда евреи.
В процессе адаптации русскоязычные переселенцы сталкивались с необходимостью интегрировать в свою картину мира новых соседей, но при этом нужно было подчеркнуть свою уникальность, чтобы не утратить самобытности, выжить не только физически, но и в культурном смысле.
Константность обрядовых действий переселенцев способствовала сохранению межпоколенных связей; устойчивости этнорелигиозной идентичности адептов. Традиционные ритуальные действия маркировали присутствие духовных христиан в пределах новой территории и способствовали сохранению связей с материнской территорией.
Запись выступления доступна по ссылке: http://drive.google.com/file/d/1gNZIVSWcPBnQxmjmg8nrhnkSqXwhTWru/view?usp=sharing
Исследование поддержано Программой стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», в рамках лаборатории под руководством молодых исследователей. Проект № FZMU-2022-0008, рег. номер 1022052600017-6.
Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда № 2418-00807, https://rscf.ru/project/24-18-00807/